Последние изменения в законодательстве по РРО, так или иначе, коснулись практически всех предпринимателей Украины. Учитывая текущие реалии, мы собрали ответы на 5 наиболее актуальных и волнующих вопросов, касающихся применения РРО и проведения фактических проверок:

 

  • Какие финансовые санкции предусмотрены с 1 января 2021 в случае неприменения регистратора расчетных операций?
  • Является ли основанием для проведения фактической проверки нулевая отчетность по РРО или ПРРО?
  • Распространяется ли мораторий на проведение фактических проверок?
  • Какова продолжительность проведения фактических проверок?
  • Какая периодичность проведения фактических проверок хозяйственных единиц субъектов хозяйствования?
  •  
    1. Какие финансовые санкции предусмотрены с 1 января 2021 в случае неприменения регистратора расчетных операций?
    Временно, до 1 января 2022 года, санкции, определенные пунктом 1 статьи 17 Закона Украины от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», а именно в случае проведения расчетных операций с использованием РРО, программных РРО или расчетных книжек на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг), непроведения расчетных операций через РРО и/или ПРРО, применяются в следующих размерах:
    -10% стоимости проданных с нарушениями, установленными настоящим пунктом, товаров (работ, услуг) — за нарушение, совершенное впервые;
    -50% стоимости проданных с нарушениями, установленными настоящим пунктом, товаров (работ, услуг) — за каждое следующее совершенное нарушение.

     
    2. Является ли основанием для проведения фактической проверки нулевая отчетность по РРО или ПРРО?
    Согласно п. 80.2 ст. 80 НКУ фактическая проверка (проверка, которая осуществляется по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности) может проводиться на основании решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции, под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в п. 80.2 ст. 80 НКУ, в частности, непредставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании РРО и/или ПРРО, РК и книг учета расчетных операций, представления их с нулевыми показателями (пп. 80.2.4 п. 80.2 ст. 80 НКУ).
      Непредставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании РРО и/или ПРРО, РК и книг учета расчетных операций, представления их с нулевыми показателями являются основанием для проведения фактической проверки контролирующим органом.

     
    3. Распространяется ли мораторий на проведение фактических проверок?
    Нормой пункта 522 Кодекса установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), в частности кроме фактических проверок в части нарушения требований законодательства в части:

  • учета, лицензирования, производства, хранения, транспортировки и обращения горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;
  • целевого использования топлива и спирта этилового налогоплательщиками;
  • оборудование акцизных складов расходомерами-счетчиками;
  • осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива, на основаниях, определенных подпунктами 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 пункта 80.2 статьи 80 настоящего Кодекса.
  • Сейчас постановлением Кабинета Министров от 17.02.2021 г. № 104 продлен на территории Украины срок действия карантина до 30 апреля 2021 года.

     
    4. Какова продолжительность проведения фактических проверок?
    В частности п. 82.3 ст. 82 Налогового Кодекса определено, что продолжительность фактических проверок не должна превышать 10 суток.
    Продление срока таких проверок осуществляется по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа не более чем на 5 суток.
    Основаниями для продления срока проверки являются:

  • заявление субъекта хозяйствования (в случае необходимости представления им документов, касающихся вопросов проверки);
  • сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени субъекта хозяйствования и / или его объектов.
  •  
    5. Какая периодичность проведения фактических проверок хозяйственных единиц субъектов хозяйствования?
    В п. 80.3 ст. 80 Налогового кодекса предусмотрено, что фактическая проверка, которая осуществляется в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства, может быть проведена для контроля однократно в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предыдущей проверки.