Могут ли ФЛП, доход которых в 2020 превысил 1000000 грн., но в 2021 не достигнуто 1320000 грн., подать заявление на отмену РРО?

Согласно п. 2 ст. 3 Закона Украины от 6 июля 1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон № 265) субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной или безналичной форме, обязаны выдавать лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и/или электронной форме (в том числе, но не исключительно, с воспроизводством на дисплее регистратора расчетных операций (далее — РРО) или дисплее устройства, на котором установлен программный РРО (далее — ПРРО) QR -кода, который позволяет лицу осуществлять его считывания и идентификации с расчетным документом по структуре данных, в нем содержится, и/или отправки им электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты).

Пунктом 6 ст. 9 Закона № 265 определено, что РРО и/или ПРРО и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (предоставлении услуг) физическими лицами — предпринимателями плательщиками единого налога, не применяют РРО и/или ПРРО согласно Налоговому кодексу Украины от 2 декабря 2010 № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее — НКУ).

В соответствии с п. 296.10 ст. 296 НКУ РРО и/или ПРРО не применяются плательщиками единого налога первой группы.
Норма, предусмотренная п. 61 подразд. 10 разд. XX «Другие переходные положения» НКУ, по возможности неприменения РРО физическими лицами-предпринимателями плательщиками единого налога второй-четвертой групп в случае превышения ими объема дохода 1000000 грн. в течение календарного года, имеет определенный период времени, а именно до 01.01.2021.

Поскольку в соответствии с Законом Украины от 1 декабря 2020 № 1017-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно либерализации применения регистраторов расчетных операций плательщиками единого налога и отмена механизма компенсации покупателям (потребителям) по жалобам о нарушении установленного порядка проведения расчетных операций части суммы примененных штрафных санкций» в п. 61 подразд. 10 разд. XX «Другие переходные положения» НКУ цифры и слова «1 апреля 2021» заменено цифрами и словами «1 января 2022»; цифры и слово «1000000 гривен» заменены словами и цифрами «объема дохода, не превышает 220 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года», то к 01.01.2021 года действует норма относительно непревышения объема дохода в 1000000 грн., а с 01.01.2021 года объем дохода не должен превышать 220 размеров минимальных заработных плат установленных на 2021.

Учитывая указанное, если объем дохода 2020 года физического лица-предпринимателя плательщика единого налога второй-четвертой групп превысил 1000000 грн., то такой плательщик должен применять РРО или ПРРО при осуществлении наличных расчетов в обязательном порядке в соответствии с нормами НКУ.
Пунктом 61 подразд. 10 разд. XX «Другие переходные положения» НКУ определено, что в случае превышения физическими лицами — предпринимателями плательщиком единого налога второй — четвертой групп в календарном году объема дохода 1000000 грн., применение РРО и/или ПРРО для такого плательщика единого налога является обязательным.
Применение РРО и/или ПРРО начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается во всех последующих налоговых периодах в течение регистрации субъектам хозяйствования в качестве плательщика единого налога.

Кроме того, отмена регистрации РРО и/или ПРРО является правом предприятия, которое принимается им самостоятельно. В случае, если такой субъект будет осуществлять деятельность, которая не предусматривает обязательности применения РРО и/или ПРРО в соответствии с требованиями НКУ или Закона № 265, то в таком случае возможно отменить регистрацию РРО и/или ПРРО и осуществлять деятельность исключительно в безналичной форме расчета с помощью перевода средств с расчетного счета на расчетный счет, через учреждение банка или внесением наличных через кассу банка, использование банковских терминалов самообслуживания (ПТКС, принадлежащих банкам).